Новости фестиваля «Невский Благовест»

Дневник фестиваля: 21 ноября

Состоялись показы сербского и короткометражного кино


В четверг, 21 ноября, уже в третий по счету раз в рамках фестиваля Христианского кино «Невский Благовест» прошел вечер сербского кино. В 2011 году специальная сербская программа рассказывала о такой трагической теме, как война в распавшейся Югославии. Кадры, мелькавшие на экране, поражали своей документальностью и беспощадностью. Сложность разрешения конфликта между двумя народами, который длится не одно десятилетие, в том, что как сербы, так и албанцы считают эти земли исконно своими, колыбелью своих народов. У одних этническая правда, у других — историческая. На VI фестивале организаторы посвятили один из фестивальных вечеров теме возрождения Сербии, материального и духовного.



В этом году зрители увидели удивительные фильмы о том, как сербы живут, как веруют и как сохраняют свою веру. Например, в фильме «Чувари» мы видим монастырь, находящийся в Косово, на албанской территории. В нем постоянно живут двенадцать монахов, и их охраняют силы KFOR, итальянские военные. И хотя в монастыре нет прихожан, монахи живут в нем для того, чтобы там непрерывно звучала православная молитва. И вот эти итальянские наемники начинают ходить на проповеди, на богослужения, участвовать в трапезах с монахами и постепенно проникаются православием, видя духовную силу сербских молитвенников.



Кроме того, был показан фильм «Путь любви». Это картина об иеромонахе Амвросии, живущем в одиночестве в далеком горном ските. За ним повсюду следует волчица. В возрасте 14—15 дней она пришла к монаху, он откормил ее и выходил. С тех пор, уже семь месяцев, они неразлучны. Это фильм-размышление о созидающей и губительной силе одиночества, о сложностях дольнего мира, о бескорыстной любви к человеку животного, о силе любви человека, приручающего лесного зверя.



Также был представлен фильм сербского фотографа Миодрага Бранковича «Белый ангел» об истории монастыря Милешева и иконе Белого Ангела. Миодраг Бранкович участвует в «Невском Благовесте» не только как режиссер. В фотосалоне имени Карла Буллы в рамках фестиваля была открыта его фотовыставка «Святыни Сербии».



Кроме того, именно Миша Бранкович был инициатором подарка, который сербский народ преподнес Лавре в год ее 300-летия. В праздник Святой Троицы Александро-Невской Лавре был передан список чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». Оригинал иконы — одна из величайших сербских духовных святынь — хранится на Святой горе Афон в Постнице святого Саввы Сербского монастыря Хиландар. Список чудотворной иконы был написан в Сербии. Его пронесли по сербским монастырям, он побывал на Афоне и на Святой земле и получил благословение предстоятеля Сербской Православной Церкви Патриарха Иринея и предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Патриарха Феофила III.



Для передачи образа в Петербург прибыла делегация Сербской Православной Церкви во главе с епископом Будимлянским и Никшичским Иоанникием. Идея передачи образа, освященного во всех монастырях Сербии, принадлежала фотографу Миодрагу Бранковичу. Это стало подарком не от конкретного человека, а от всего сербского народа. «На данный момент икона прошла десять тысяч километров — путь, который может пройти за всю жизнь далеко не каждый паломник, и стала еще одним символом единства славянских православных народов», — отметил программный директор фестиваля Михаил Калинин.



На другой фестивальной площадке — в музее истории религии — состоялся вечер короткометражного кино. Тематика показанных фильмов и география участников поразили своим разнообразием. Был затронут огромный спектр тем: от Чернобыльской трагедии и самопожертвования ее ликвидаторов в киноленте юного режиссера из Нелидово Анастасии Юсько до проблемы вечности души в философской работе южнокорейского мастера Ю Ён Ы. В «Последних словах Сократа» режиссер из Южной Кореи пытается разгадать суть завещания Сократа, данное им перед самой смертью. Взгляд на древнегреческую философию под другим углом — с точки зрения восточной традиции, вынесение на первый план тех античных идей, которые нашли свое продолжение и развитие в азиатской духовной культуре.



Ю Ён Ы рассказала, что недавно на одном австрийском кинофестивале познакомилась с режиссером из Греции, у которого появилась идея привезти эту картину на его родину, чтобы вновь поднять тему жизни и смерти, занимавшую философов на протяжении всей истории человечества, и показать интерпретацию корейского мастера известного сюжета. Петербургские зрители получили возможность увидеть этот фильм в рамках фестиваля христианского кино.