В Евангелическо-Лютеранской церкви святой Екатерины на Большом проспекте В.О. руководитель проекта Раиса Евдокимова, главный органист церкви Григорий Варшавский и председатель общины церкви Эльвира Жейдс поприветствовали собравшихся зрителей и торжественно открыли уникальную выставку «Мир органа». Как точно заметила Эльвира Жейдс, представленная экспозиция — живое прикосновение к органу. На этой выставке все можно потрогать и подержать, узнать, как орган устроен изнутри, то есть открыть для себя секрет рождения музыки в техническом плане. По словам Эльвиры Жейдс, главная цель выставки — сделать орган близким людям, развенчать стереотип, утверждающий, будто орган — церковный или академический инструмент, которому место в филармонии или консерватории.
Существуют различные версии происхождения органа. Одну из них изложил экскурсовод Дмитрий Карпов. В 3 в. до н.э. жил древнегреческий изобретатель и математик Ктезибий Александрийский. Он изобретал водяной насос. Когда Ктезибий его запустил, то обнаружил, что насос издает музыкальные звуки. Ктезибий объединил несколько насосов и таким образом получился некий музыкальный инструмент. Изобретатель назвал его гидравлосом от двух слов — «вода» и «трубка». Этот инструмент считают прототипом органа. На протяжении истории он неоднократно преобразовывался. Изначально орган был инструментом светским: он сопровождал разнузданные оргии римских императоров, бои гладиаторов, служил позывным инструментом в римских военных лагерях. Впоследствии Мартин Лютер введет орган в церковь для сопровождения хоралов. И орган станет важным атрибутом лютеранской церкви, необходимой составляющей лютеранского богослужения. «Чудеса, которые мы слышим ушами, куда больше тех чудес, что мы видим глазами» — так сказал однажды Мартин Лютер. Для него было два главных дара Божьих — Слово Евангелия и музыка. Лютеранская Церковь породила и воспитала многих выдающихся композиторов. Иоганн-Себастьян Бах считал, что подлинная и конечная цель музыки есть служение славе Божией и совершенствование человеческого духа. Сочинения Баха отражают всю сущность органной культуры.
На выставке церкви святой Екатерины Вы сможете познакомиться не только с большим величественным органом, но и с органом-портативом, то есть переносным, и с органом-позитивом — небольшим инструментом, который можно перемещать с места на место и в зависимости от размера ставить либо на пол, либо на стол.
На открытие выставки пришли второй и третий классы Православной школы семьи Шостаковичей. Маленькие гости фестивальной программы поделились своими впечатлениями.
«Я никогда раньше не видела орган, только слышала. Я никогда не думала, что органы бывают настолько большими и настолько маленькими. Мне очень понравился большой орган. Маленький тоже, особенно деревянный, — очень необычный, кажется, что кукольный, потому что очень маленькие у него клавиши» (Надя). «Меня очень сильно впечатлило, что у него [органа] сами трубы, как ступеньки» (Александра).
После каждого фестивального кинопоказа в церкви святой Екатерины Вас ожидает концерт органной музыки и экскурсия по выставке «Мир органа». У Вас есть возможность услышать о нем и его — чудесный инструмент, который когда-то Исайя Александрович Браудо назвал «совершеннейшим коллективом инструментов, дающим калейдоскоп звучностей, от скользящего эха до монументальных звуковых глыб».
В этом году Евангелическо-Лютеранская церковь святой Екатерины на Большом проспекте В.О. стала одной из фестивальных площадок. Об участии этой церкви в работе фестиваля «Невский Благовест» рассказала председатель ее общины Эльвира Жейдс:«Сначала я бы хотела сказать спасибо организаторам, которые разрешили нам стать одной из трех основных площадок фестиваля в этом году. Для нас это большая честь и возможность внести вклад в развитие фестиваля, его проведение. И, конечно, благодаря этой площадке многие узнают о нашей церкви. Как мы подчеркиваем уже шесть лет, для нас фестиваль — это уникальная возможность в городе и в стране всем христианским традиционным конфессиям выступить вместе на одном форуме. То есть если раньше мы соприкасались друг с другом в теологических вопросах или в вопросах прав человека, прав религиозных организаций, то вот так непосредственно, в сфере культуры и искусства, мы соприкасаемся впервые, действительно, на равных, что порождает между нами определенную свободу отношений, исчезает какая-то напряженность, потому что здесь мы не обсуждаем то, что нас различает. Если в теологических вопросах возникают разногласия, в вопросах позиции Церкви в современном обществе тоже могут быть разные взгляды, то спорить, чья музыка лучше, мы не можем, здесь мы будем на равных, всегда открыты друг другу».
Также вчера состоялось открытие выставки «Деревянные церкви. Путешествие по Русскому Северу» английского фотографа Ричарда Дейвиса в фотосалоне Карла Буллы. Ричард Дейвис уже на протяжении десяти лет путешествует по Русскому Северу, запечатлевая на пленку старинные памятники деревянной архитектуры. Дейвиса вдохновили случайно увиденные им фотографии художника и иллюстратора русских народных сказок Ивана Яковлевича Билибина. В нем вспыхнула надежда на то, что, несмотря на прошедшие войны и революции, эти чудные храмы еще существуют. Ровно через сто лет после путешествия Ивана Билибина Ричард отправился по его следам. Многие церкви погибли, но некоторые деревянные храмы до сих пор поражают своей редкой красотой. Часовенки и монастыри, внешнее и внутреннее их убранство, до реставрации и после, в заснеженную зиму и в солнечное лето — все это мы видим на работах фотографа-англичанина, переживающего из-за тихого увядания великого деревянного наследия нашей страны.
Завершился фестивальный день вечером сербского документального кино, который прошел в духовно-просветительском центре «Святодуховский» Александро-Невской Лавры. Была представлена серия короткометражных фильмов о духовной жизни Сербии и Черногории. Зрители познакомились с сербским фотографом Миодрагом Бранковичем, который представил свой фильм «Белый ангел» об истории монастыря Милешева и иконе Белого Ангела, а также открыл в стенах «Святодуховского» центра свою выставку «Россия – Греция – Сербия — духовная связь. Монастыри Афона». Председатель оргкомитета фестиваля, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, епископ Выборгский Назарий сказал, что этот фестивальный вечер особенный, потому что существует глубокое духовное родство русских и сербов. Наверное, самым ярким фильмом сербского вечера был «Путь любви» — об иеромонахе Амвросии, живущем в одиночестве в далеком горном ските. За ним повсюду следует волчица. В возрасте 14—15 дней она пришла к монаху, он откормил ее и выходил. С тех пор, уже семь месяцев, они неразлучны. Это фильм-размышление о созидающей и губительной силе одиночества, о сложностях дольнего мира, о бескорыстной любви к человеку животного, о силе любви человека, приручающего лесного зверя.2012-11-21 18:38