Новости фестиваля «Невский Благовест»

Их оружие – кинокамера

27 августа В День российского кино и в преддверии 75-летия Великой Победы у здания Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения по адресу: Бухарестская, д. 22, прошла торжественная церемония закладки памятника "Фронтовым кинооператорам". Авторами данной инициативы выступили организаторы Международного фестиваля Христианского кино "Невский Благовест".



Солдат с кинокамерой



На втором фестивале «Невский благовест», в уже далеком 2008 году, в программу вошел фильм режиссеров И. Кукина и Д.Тилепбергеновой под названием «Цена кадра: каждый второй ранен, каждый четвертый убит». Эта картина рассказывала о тех, чьими глазами, чьими трудами, смертями и мужеством, чьими силами мы сегодня видим ту самую Великую Отечественную войну: не приукрашенную и не постановочную. Кадры фронтовой кинохроники почти ежедневно используются в телевизионных фильмах и сюжетах, во время торжественных и траурных церемоний и концертов памяти. И не каждый зритель задается вопросом: «какова же цена этих кадров»?

Мерцающие черно-белые изображения, запечатлевшие смерть и разрушения нашей страны, растерянность первых дней войны, тяжелое отступление и «дороги Смоленщины», навеки сохранившие образ простых солдат, многие из которых ушли на небо не оставив после себя ничего, кроме мимолетного образа, появившегося на киноэкране на несколько секунд. Блокада Ленинграда, битва за Москву, и великие победы русского народа, вошедшие в мировую историю военной науки: Сталинград, Курская дуга, «Багратион», Кёнигсберг, Берлин… В научной литературе эти названия отражены картами, на которые нанесены стрелки: наши – красные, вражеские – синие. И, если бы не было фронтового оператора, человека с киноаппаратом на самой передовой, который поднимался в атаку вместе с простыми солдатами, спустя 75 лет та война начала бы превращаться в народной памяти сначала в стрелки и даты, а потом в легенды и рассказы, и то, в лучшем случае.

Впервые в моей памяти черно-белая война стала красочной и живой в 2013 году, во время поездки с протоиереем Вячеславом Хариновым по местам боев за Ленинград. С каждым посещенным захоронением, с каждым новым увиденным памятником стрелки на картах стали обретать имена и судьбы, они стали оживать в виде образов конкретных людей, столь же реальных тогда, как каждый из нас сегодня. Это момент, когда стоя, например, в Синявино или на Невском пятачке, начинаешь осознавать: «ты не был на той войне, а значит ты тоже с нее не вернулся». Это странное чувство отец Вячеслав называет «причастие войной»: его сложно описать, его можно только пережить. А ведь Великая Отечественная – не первая «отечественная». Первой была война 1812 года, ставшая чудовищным бедствием для нашей страны. Там тоже были «дороги Смоленщины», зарева от сожженных деревень, были поражения и победы. С тех пор минуло чуть более двухсот лет, и многие события остались в массовом сознании в виде баек и домыслов, былин и анекдотов. Почти что каждый факт подвергается сомнению. Нехватка документов дает прекрасную почву для паразитирования острословов, пытающихся найти легкую славу на развенчании официальной истории. Трудно сказать, что послужило причиной такой «исторической инфляции», но можно точно сказать, что такого не случиться с Великой Отечественной. Не случится, и подтверждение моих слов – «Бессмертный полк», шагающий по всему миру каждое 9 мая. Не случится, несмотря ни на что, ведь на кадрах, отснятых фронтовыми кинооператорами, навеки запечатлены подвиги и горе, битвы и победы, дороги войны, блокада Ленинграда, выжженная при отступлении врагом земля и сами враги, ведомые по улицам Москвы в составе огромных колонн военнопленных. Навеки запечатлено Знамя Победы над поверженным Рейхстагом. Именно фронтовые кинооператоры, ценой собственных жизней, вписали имя нашего народа в мировую историю, откуда это имя уже не будет вычеркнуто, несмотря на старания многих. И именно фронтовым кинооператорам нет ни одного памятника в России. Переосмысливая все это множество раз, и родилась эта идея поставить в Санкт-Петербурге памятник фронтовым операторам. Идею поддержали владыка Назарий, председатель оргкомитета фестиваля, и с ней мы пришли к ректору Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Александру Дмитриевичу Евменову. Так определиось место установки закладного камня. Я верю, что мемориал, заложенный 27 августа 2019 года, станет еще одним местом, где уже новое поколение россиян сможет пережить «причастие Войной» и вспомнить, что «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»… Закончить хотелось бы «Балладой о матери» Андрея Дементьева, который очень точно отразил значение и роль военной кинохроники в народной памяти.


Баллада о матери



Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад.
Кроме мертвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло!
…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино — и стар и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать…
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.


Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик:
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Словно сын её услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.

— Алексей! — кричали земляки,
— Алексей, — просили, — Добеги…
Кадр сменился. сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.

И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Словно сын её услышать мог.

Дома всё ей чудилось кино.
Всё ждала — вот-вот сейчас в окно,
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.




Они воевали с кинокамерой в руках




Фронтовые кинооперторы Великой Отечественной войн́ — летописцы, хроникёры войны. Вместе с солдатами, уходящими в бой, нередко шли и фронтовые кинооператоры. От них требовалась особая выдержка, хладнокровие, смелость, поскольку снимали зачастую в самых горячих местах: в наступлении, на плацдармах, с воды и воздуха. Операторской работе на войне никого не обучали. Все «съемщики», как их называли гражданские, так или иначе имели опыт работы на киностудиях или же были выпускниками операторских факультетов. Снимали на советскую камеру СК, которая весила более 5 килограмм (по другим данным 3,5 кг) и требовала ежеминутной замены бобины. Позже появилась простая в использовании американская камера «Аймо», самая желанная для фронтовых операторов. Зимой камеры могли попросту замерзнуть и отказаться работать в нужный момент, отогревали их под полушубком. У каждого «съемщика» было обмундирование и пистолет. Снимали с самолетов, из окопов, в любых условиях, и нередко – стоя в полный рост, рискуя стать мишенью для врага. Кстати, нередко операторов обвиняли в инсценировке. Руководство наоборот было против наигранных сцен, такие съемки, как правило, не принимались.

Благодаря работам блокадных операторов весь мир смог узнать силу великого Ленинграда. Одним из фильмов, в который вошла военная хроника, стал «Ленинград в борьбе». В 1943 году Первый отечественный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» получил Оскар. Среди операторов — выпускник ЛИКИ Теодор Бунимович.



Первая премия «Оскар»



В 1941 году от Сталина последовала идея снять документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Руководитель был уверен в нашей победе и желал контролировать создание картины. В съемках приняли участие 15 фронтовых операторов. Один из них – Теодор Бунимович – окончил операторский факультет Государственного техникума кинематографии (СПбГИКиТ). 12 января 1942 был сделан первый монтаж оскароносного фильма “Разгром немецких войск под Москвой”. Он раскрыл карты немцев и впервые показал все их зверства на захваченных территориях. Кстати, после войны Теодор Захарович много работал в анимации, больше 40 лет. «Кто сказал мяу», «Али-Баба и сорок разбойников», «Тайна третьей планеты» – оператором был Бунимович.Moscow Strikes Back – так перевели документальный фильм о битве под Москвой для показа в Америке. Зарубежные критики позитивно отреагировали на фильм, назвав его важным делом прежде всего для самого советского народа. Первый «Оскар» был гипсовым и в то время на родине остался без внимания и помпезных встреч, боялись компрометации со стороны советского руководства.

Из воспоминаний режиссёра фильма Ильи Копалина: «Это были суровые, но и радостные дни. Суровые, потому что мы создавали фильм в условиях прифронтового города. Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съёмки были очень тяжёлые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы. Мы понимали, что фильм должен быть создан в кратчайший срок, что народ должен как можно быстрее увидеть на экране плоды первых побед своей армии. И сразу же из лаборатории материал шёл на монтажный стол. Монтировали и днём и ночью, в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах… В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен. В огромном холодном павильоне студии началось озвучивание. Наступила самая ответственная волнующая запись: «Пятая симфония» Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожжённые города, виселицы, трупы, и на всём пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замёрзшими руками».


Запечатлившие блокаду



В Ленинграде смертоносную блокаду города встретили в основном кинооператоры и фотографы, которые окончили ЛИКИ (СПбГИКиТ). Всего было 34 оператора в Ленинграде и около 260 по всей стране. Кинохроника осажденного города – труды смелых, терпеливых профессионалов. Были сняты походы за водой к проруби на Фонтанке, оставленные на снегу трупы, тушение пожаров после бомбардировок. Снимались документальные фильмы о рабочих на заводах и даже на медицинскую тематику об алиментарной дистрофии. Запечатлен настоящий подвиг сильных ленинградцев, которые выстояли, не отчаявшись и не сдавшись врагу.

Кинооператоры из Объединенной Ленинградской студии кинохроники снимали город с апреля 1942 по март 1944. По одному оператору работать не отпускали, обязательно рядом дежурил второй, потому что нередко человек с камерой, которую на место привозили на детских санках, падал в голодный обморок прямо во время работы.

Вспомним поименно операторов, снимавших в блокадном Ленинграде: Ансельм Богоров, Ефим Учитель, Борис Дементьев, Леонид Изаксон, Сергей Фомин, Глеб Трофимов, Яков Блюмберг, Константин Станкевич, Василий Валдайцев, Филипп Печул, Владимир Страдин, Григорий Донец, Александр Ксенофонтов, Борис Козырев, Наум Голод, Серафим Масленников, Софья Борташевич, Евгений Шапиро, Владимир Максимович, звукооператор Евгеений Бельский,руководиитель фронтовой съемочной бригадой Валерий Соловцов.