Новости фестиваля «Невский Благовест»

Дневник фестиваля 20 ноября 2012 года

Состоялось открытие фотовыставки Ричарда Дэйвиса


20 ноября в рамках фестиваля «Невский Благовест» в фотосалоне Карла Буллы на Невском проспекте состоялось открытие выставки Ричарда Дэйвиса «Деревянные церкви. Путешествие по Русскому Северу». На открытие собралось много зрителей кинофестиваля, друзей и почитателей творчества Ричарда, представителей прессы. С приветственным словом выступили Р.М. Евдокимова, руководитель международного фестиваля христианского кино «Невский Благовест», В. Эльбек, Президент Фонда исторической фотографии им. Карла Буллы, Н. Соснина, старший научный сотрудник Этнографического музея и другие деятели науки и культуры.


Выступающие отметили, что Ричард – человек подвижнического толка. В каждой его фотоработе ощущается не только мастерство и красота, но переживание и боль за русские деревянные церкви. Поэтому, при знакомстве с творчеством Ричарда Дэйвиса, с каждым годом ширится круг людей, которым тема сохранения русского деревянного зодчества становится ближе.


Ричард Дэйвис поблагодарил всех своих друзей и посетителей выставки. «Когда все начиналось, у меня и в мыслях не было заниматься спасением русских церквей. Я поехал по русскому северу в поисках нового экзотического места для отпуска». Но вскоре созерцание красот севера перешло в действие. За десять лет путешествий, сначала по следам Билибина, затем по собственно проложенным маршрутам, в любое время года, часто по бездорожью, появились новые идеи и цели.


Во время открытия выставки была сделана презентация книги Ричарда Дэйвиса «Деревянные церкви». Меняя что-то вокруг, невозможно оставаться неизменным самому. Так, архитектурный фотограф Ричард Дэйвис стал автором международных персональных выставок с экспозицией русских деревянных церквей, экспонировавшихся в Лондоне, Москве, Хельсинки, Таллине; в 2011 вышла его книга-фотоальбом «Деревянные церкви». Путевые заметки этой книги одновременно - серьезное исследование темы . Фактически, эта книга впервые за много десятилетий явила всему миру никому неизвестные, забытые и заброшенные людьми, прекрасные шедевры русского деревянного зодчества.


К счастью, ее выпуск прозвучал как колокол. Эта своеобразная «книга памяти» исчезающему деревянному зодчеству была горячо встречена людьми на всех континентах – в Европе, Северной Америке, Австралии и вызвала большой резонанс в прессе. Тема находит отклик в сердцах и русских соотечественников за рубежом и почитателей русской культуры. Благодаря поддержке английских меценатов сейчас появляется возможность реставрации некоторых объектов.


Последним толчком для активных действий по спасению церквей стала осенняя поездка Ричарда в Цывозеро Архангельской области к деревянной колокольне 1658 года постройки, известной всем по его открыткам и иллюстрациям Билибина. Тот отзывался о ней как о самой прекрасной шатровой колокольне: «Наверное она доживает последние дни: она вся покосилась и скрипит на ветру, колокола сняты, но она восхитительна». В 2002 году Ричард обнаружил эту колокольню без колоколов, такой же покосившейся скрипящей на ветру, но по-прежнему восхитительной.


Ричард выделил эту колокольню как приоритетный объект для реставрации и отправился в Цывозеро в сопровождении лучших специалистов-реставраторов. То, что он увидел осенью 2012 года, повергло его в шок. Оказалось, что при полном попустительстве местных властей, состояние этой колокольни стало удручающим: многие доски крыши прогнили и выпали, сгнила лестница, подъем на колокольню стал опасным для жизни. Спасение этого шедевра, казавшееся таким близким и реальным, оказалось невозможным. Увы, в первозданном виде колокольню спасти уже нельзя.


Другие деревянные церкви погибают так же тихо и безмолвно. Поэтому впереди у Ричарда новые проекты, но уже, возможно, по восстановлению некоторых деревянных церквей.


Оптимистичной нотой прозвучало выступление журналиста и краеведа из Москвы Александра Можаева о первом опыте воссоздания деревянных теремов в тверской области на личные средства меценатов. «Такой же путь возрождения и у деревянных церквей», - считает он. Тогда мы не окажемся тем последним поколением, которое может созерцать эти прекрасные шедевры.


Выставка продлится до 2 декабря 2012 года. Вход – свободный.


20 ноября, кинопоказ в Государственном музее религии


20 ноября 2012 года перед киносеансом в Государственном музее религии зрители фестиваля "Невский благовест" осмотрели выставку "Воинство земное и небесное" о небесных и земных покровителях, почитающихся Русской православной церковью.


В Государственном музее истории религии состоялся показ фильмов, в котором подобрались фильмы-портреты, повествующие о людях-подвижниках, живших в разное время и в разных странах.


«Анна Зеленова. Судьба музейщика», режиссера Игорь Смирнов – это рассказ о трагической судьбе Анны Ивановны Зеленовой - первым директоре дворца в Павловске в военные и послевоенные годы (с 1941 по 1979 гг). Фильм «Мария Египетская», режиссера Николая Макарова - это мини-фильм из цикла «Святые христианской церкви». «Молитва на кресте» Д. Смилтене повествует о жизни латышского епископа Болеслава Слосканса.


Кинопоказ представил священник римско-католической церкви Юрий Дорогин.


После сеанса состоялась беседа с режиссером фильма «Анна Зеленова. Судьба музейщика», Игорем Смирновым. Зрителей интересовала история создания фильма, знаменательно, что среди зрителей оказалась женщина, которая работала с Анной Зеленовой.


Режиссер Игорь Смирнов отметил: - «Удивительно, что фильм об Анне Зеленовой пробил себе дорогу на христианский фестиваль, ведь он показывает период расцвета советской идеологии, в котором учреждения культуры призваны были холодно или враждебно относится к религии. Тут уместно вспомнить слова из Откровения Иоанна Богослова: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; …Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15,16). Анна Зеленова своей жизнью и трудом демонстрирует пример горячего отношения к делу. Если не сказать, что жизнь такого человека – это промысел Божий, что же это?»


В 2013 году исполняется 100 лет со дня рождения Анны Зеленовой. Фильм задуман как юбилейный с целью нахождения средств на памятник этому выдающемуся человеку.