Новости фестиваля «Невский Благовест»

Взыскавшая Бога

Воспоем днесь благодетеля всех Бога,

прославльшаго в России Ольгу богомудрую…

Кондак Ольга



Каждое воскресенье и Праздник я иду утром в свой храм Анастасии Узорешительницы мимо памятника святой Ольге и непременно вспоминаю, как она именуется в свой именинный день 23 июля в старообрядческом календаре, куда я нет-нет заглядываю, чтобы держать слух вернее и память крепче: «Успение блаженныя княгини Ольги, нареченныя во св. Крещении Елены, бабы великого князя Владимира киевского». Вот так - «бабы»! Мы-то уж и забыли, а памятник напоминает, что это прежде всего в родной России бабушка.

Она в работе Славы Клыкова (мы были дружны - от того и Слава) со спокойной твердостью принимает крест и как будто с тревогой и любовью отпускает в дорогу мальчика, уже вооруженного образом Спаса Нерукотворного. Историки иронически улыбнутся неправде, а христиане поблагодарят «бабу» за великого внука. Они оба не зря смотрят на Святую Троицу на слиянии Псковы и Великой. Родные это были им реки. И хоть потом были воды Херсонеса и Днепра, но первые небесные очистительные воды Родины, в которых Бог крестит нас еще до того, как мы узнаем о Нём, были здесь.

Христианская история строится по небесным законам. Мы с колыбели знаем, что первая христианка России - Ольга и что она родилась и пошла в русскую историю из погоста Выбуты на Великой. Почему же тогда храм, стоящий на месте ее рождения, посвящен пророку Илье? Ну, во-первых потому что это деревня и, значит, поле и хлеб, а кто же в небесном календаре отвечает за дожди и вёдро, так важные для деревни, как не Илья? А во-вторых уж совсем тонко и метафизически: Ольга видит на берегу Великой место явления Святой Троицы и главного храма этой земли, а тысячу лет спустя старики, может, уже и не помня об Илье в Выбутах, стоя прямо на том месте, где теперь белеет Ольгинская часовня напротив Троицы, скажут, что, как вера христианская родилась здесь, так после всех бед, когда претерпит она все испытания и погибель, сюда же возвратится. Почитайте книгу нашего земляка Леонида Зурова «Отчина», так любимую некогда Буниным.

Трудные будут прожитки. И будет народ бегать взад и вперед, с востока на запад, с запада на восток. Пройдет по земле антихрист, будет народ к себе пригонять, печати прикладывать.... Наберет войско и начнет битву в Пскове.

И в небе над Псковом будет бой. Никола Угодник выедет и Илия Пророк. В Троицком соборе лежат святые князья, и те встанут. И на помощь придет Александра Невский за нашу землю стоять.

Запрудят Великую реку народом. Схватятся с антихристом русские князья.

И побьет он их, и не поправиться нам будет.

Никола их заступит, убьют Николу. Илию вышлют, и его убьют, и ильинской кровью загорится небо.

Тогда Христос выйдет и побьет антихриста, и задвинутся грешные крутой стеной, и шабаш, а праведные пойдут на мирное жительство, и опять православная вера будет единая.

И уж вспомните, сколько было репетиций этого конца. Когда приходил Стефан Баторий в 1581-м году и как у того же Зурова сказано:

Дюжие были бои…Да святые стояли за обитель, а не войско отбивалось. Божия Матерь войска ослепила и начали сами себя рубить. Миколай Угодник скольких на проломе саблею заклал один.

И случайно ли, что и первую мировую молодая Красная армия остановила немцев именно под Псковом. И во Вторую Отечественную не по слову же политруков город был освобожден именно накануне Ольгина дня 23 июля 1944 года, чтобы она встречала день своего Успения дома. Верно, и тогда шли с нашей армией Илья и Никола. И по их же молитвам одним из первых воскрешал храм Ильи в Выбутах прошедший с Ангелом Победы до Берлина, псковский реставратор и архитектор Всеволод Петрович Смирнов, а храм Святителя Николая на Усохе тоже прошедший войну архитектор Борис Степанович Скобельцын. Все они воскрешали Ольгин град в одно сердце - Юрий Павлович Спегальский, поднимавший храм Богоявления, Михаил Иванович Семенов, хранивший храм святителя Климента, чьи мощи некогда были обретены создателями нашей грамоты Кириллом и Мефодием, Савва Васильевич Ямщиков, хранивший город высоким словом и неустанной заботой.

Теперь они разошлись по мемориальным доскам - архитекторы, ученые, писатели, чтобы самим стать небесными покровителями Ольгина града.

«И выходило так, милый, что очень правильно и опять Господь разрешал нашу жизнь».

И как мир не торопится сегодня потерять рассудок (включите новости и убедитесь), а Ольга с княжеским спокойствием и силой всё глядит на св. Троицу и поднимает спасительный крест и укрепляет внука и нас, стоя словно на белейших облаках, - на плечах святых воинов, строителей, молитвенников и небесных заступников Пскова и России. А если Бог с нами, то кто против нас?


Валентин Курбатов

писатель



Памятник Княгине Ольге — работа скульптора Вячеслава Клыкова, открытие приурочено к дню празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи. Бронзовая фигура княгини на постаменте с мальчиком — внуком князем Владимиром, держащим в руках икону с ликом Христа. В правой руке у Ольги крест — символ Православия, лик княгини увенчан нимбом.

Свято-Троицкий собор – входит в состав архитектурного ансамбля Псковского крома и является главным его строением. Сегодняшнее, четвёртое по счёту, здание собора было построено в 1699 году. Первый собор, построенный в X веке по распоряжению княгини Ольги, был деревянным и простоял до первой половины XII века.

Каменная часовня была сооружена на левом берегу реки Великой в начале XIX века. В 20-е годы XX века часовня была закрыта, а в 1960-е снесена. В 1991 году на месте разрушенной часовни был установлен Памятный крест, повторяющий по силуэту деревянный крест из Троицкого собора (т. н. «Ольгин крест»). В 1994 году по инициативе общества Святой Ольги Российской, организованного при Псковском музее-заповеднике, был объявлен конкурс на лучший проект Ольгинской часовни, победителем в котором стал архитектор Алексей Красильников. 24 июля 2000 года в день празднования Дня города, Ольгинская часовня была открыта. Торжественное освящение совершил Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий.

Церковь Ильи Пророка (XV век). Первое упоминание о церкви относится к 1585—1587 годам. Повреждена в годы Великой Отечественной войны. Реставрация осуществлена в 1955—1957 годах по проекту архитектора Всеволода Смирнова. Согласно преданию, Выбуты – родина равноапостольной княгини Ольги. Псковские предание говорят о том, что Ольга была перевозчицей из Выбут, где с ней и познакомился князь Игорь во время переправы на челне через реку Великую. Выбуты не поражают какой-то внешней красотой, но там есть внутреннее умиротворение, спокойствие, тишина. Выбуты притягивают к себе, так что хочется вернуться сюда.