Новости фестиваля «Невский Благовест»

Дневник фестиваля 22 ноября 2012 года

Кинопоказ в Духовно-просветительском центре «Святодуховский»


«Domus Mea. Храм молитвой возвращенный» режиссера Михаила Фатеева . Фильм «Domus Mea. Храм молитвой возвращенный» посвящен 20-летию возобновления богослужений в католическом храме святой Екатерины Александрийской. Он повествует о долгом пути возвращения верующим главной святыни Римско-Католической Церкви Российской Империи, величественного собора на Невском проспекте, практически полностью уничтоженного в советские годы. В фильме использованы интервью свидетелей возрождения храма и уникальные архивные фото- и видеодокументы, многие из которых никогда ранее не публиковались.



Виктор Астафьев (М. Литвяков) Это фильм о судьбе Виктора Астафьева — одного из величайших русских писателей современности. «Виктор Петрович Астафьев занял в моей жизни особое место. Знакомство и дружба с ним и его семьей длилась более 20 лет. В результате на свет появился этот фильм… » — рассказал режиссер.



Фильм «Domus Mea. Храм молитвой возвращенный» представил священник Римско-католической церкви Юрий Дорогин. На протяжении многих лет он принимал активные действия для восстановления храма св. Екатерины, начиная с молитвенных групп на его ступеньках в советское время. Сейчас отец Юрий Дорогин несет свое служение в этом храме и свидетельствует как участник событий и фильма:



«Domus Mea – это слова, которые написаны на фронтоне нашего храма, они означают «Дом мой» и этот цитата из Евангелия «Дом мой домом молитвы наречется». Храм св. Екатерины Александрийской на Невском проспекте является самым значимым для католической церкви в России, в нем рукополагали епископов, проходили события, в которых принимали участия государи.



Фильм «Domus Mea» - не исторический, это фильм-воспоминание тех людей, которые принимали участие в его возвращение в лоно церкви, а историю каждый воспринимает по-разному. Поэтому прошу снисходительно отнестись к некоторым моментам фильма.



Этот католический храм был первым возвращен советской властью среди всех конфессий Петербурга. Это не совсем так. Богослужения у нас начались раньше, а документы, может быть, были подписаны раньше у других конфессий. Но легенда существует, и она отражена в фильме.



Когда храм был возвращен, состояние его было удручающим: в подвале стояла грязная жижа по колено, окна были выбиты и заколочены, стояла сырость и холод, на полу лежали куски обгоревшего после пожара 1984 года мрамора, а сверху была натянута страховочная сетка, чтобы на голову не валились куски штукатурки.



С 1992 года до сих пор храм восстанавливается - хотя он и открыт в полном объеме, многого не хватает и много работ еще предстоит. Например, алтарь у нас временный, а восточный алтарь законсервирован; он так и останется как напоминание о тех разрушениях, которые советская власть произвела и в храме и в душах людей.



Фильм «Виктор Астафьев» представил программный директор фестиваля «Невский Благовест» Михаил Калинин. «Мне очень приятно представлять этот фильм, так как это один из лучших фильмов о Викторе Астафьеве, и это не только мое мнение, это мнение кинокритиков, именно по этим критериям мы его и выбрали для кинопоказа.



Виктор Астафьев был близким замечательного кинодокументалиста другом художественного руководителя кинофестиваля «Невский Благовест» Михаила Литвякова, поэтому в фильме Виктор Астафьев показан не как «человек – символ эпохи», а как обыкновенный человек – Михаил Сергеевич Литвяков приехал к своему хорошему другу.



«Виктор Астафьев для современной России – это не просто писатель – это нечто большее. Это – все мы. В произведениях Виктора Астафьева описана жизнь всех слоев общества с их чувствами и чаяниями. Несмотря на советский строй, он был по-настоящему русским писателем. Если хочется найти ответ, почему в 70-е годы все происходило так, а не иначе, можно открыть «Царь-рыбу» и ответ у Астафьева всегда найдется»,- считает Михаил Калинин»



Фильмы вызвали интерес и живую реакцию зрителей.



С профессиональной точки зрения фильм о Викторе Астафьеве снят безупречно. Атмосфера того времени передана очень достоверно, красиво снята природа. Интересно было посмотреть и вспомнить , как проводились встречи с писателями, какие вопросы должны были задавать пионеры, и в то же время интересно было смотреть на лица в зале – люди слушали с неподдельным интересом. (Игорь Смирнов, режиссер).



«В фильме о Викторе Астафьеве мне были близки русская деревня, русский дух. Но возникла такая мысль: мои дети, может быть, это поймут, а вот дети, которых я учу, - а я работаю учителем в школе – не знаю, будет ли им это близко, поймут ли они эту сахарницу на столе, все эти мелочи, которые несут особое русское тепло. Мне кажется, они уже не чувствуют этого. Грустно немножко..



Я первый раз на фестивале, это очень интересно и нужно многим людям. И самое главное – это доброе начало. Я была на открытии в Смольном, мне нравится, что здесь католики и православные – все вместе. Это самое главное, я считаю. А разделение, с ним пора покончить.



Я была в Израиле в пошлом году, и меня настолько покоробило, когда мы были в Вифлееме – месте рождения Христа, что там стоит железная дверь, посредине храма, можно сказать, католики с одной стороны проходят, православные - с другой. Мне кажется, Христу бы это не понравилось, это неправильно. Люди должны быть вместе, тогда не было бы того, что происходит с нами в современном мире». (Елена Сергеевна Поглазова, учитель)