23 ноября в церкви св. Екатерины на Васильевском в рамках международного фестиваля христианского кино «Невский Благовест» состоялся показ трех фильмов и очередная экскурсия «Мир органа».
От лица организаторов зрителей поприветствовал программный директор фестиваля Михаил Калинин. Он отметил, что церковь Св. Екатерины – новая площадка для «Невского Благовеста» и в ней представлен новаторский для фестиваля подход – сочетание кинопоказа с экскурсией и небольшим органным концертом, который, по мнению зрителей, вполне себя оправдал.
На фестивале есть традиция: некоторые фильмы представляют священнослужители, ибо кто может лучше них сказать о христианстве. В сегодняшнем кинопоказе два из трех фильмов созданы священнослужителями – участниками фестиваля : фильм «Вечность по нотам» создан пастором лютеранской церкви св. Екатерины Эльвирой Жэйдс, а фильм «Сент-Эмильон» священником Римско-Католической церкви, очень заметной фигурой в христианском фестивальном движении, отцом Юрием (Дорогиным).
Фильм «Сент-Эмильон», по словам отца Юрия - это короткометражный фильм-зарисовка из цикла «Каникулы паломника». В ней отец Юрий выступил как режиссер и оператор. «Несколько лет назад я, увлекшись, сменил фотоаппарат на кинокамеру. Когда мы выезжаем с приходом, из поездок привозим видеоматериалы. Наши поездки, в основном, паломнические. Так родился этот фильм о маленьком и очень милом французском городе Сент-Эмильон».
Фильм «Трезини. Родом из Тичино» режиссера Дмитрия Беляева о первом придворном архитекторе Санкт-Петербурга Доминико Трезини. В поисках заработков тридцатилетний архитекрор-фортификатор приехал в Россию на один год, но остался здесь на всю жизнь. Трезини стал ведущим архитектором при императоре Петре I. По его проектам заложены Кроншлот и Александро-Невская Лавра, начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, построен Летний дворец, Петропавловский собор, Петровские ворота, здание Двенадцати коллегий. Все последующие архитекторы Петербурга уже не могли не считаться и не учитывать стилеобразующие доминанты города, созданные Трезини.
Действие фильм «Вечность по нотам» пастора Эльфиры Жейдс происходит именно в церкви св.Екатерины, где состоялся кинопоказ , что создало дополнительный эффект присутствия. «Чудеса, которые мы слышим ушами, куда больше тех чудес, что мы видим глазами» — так сказал однажды Мартин Лютер. Лютеранскую Церковь называют Церковью Слова, потому что акцент в ней делается на проповеди Евангелия. Однако к числу воспринимаемых на слух чудес реформатор относил и музыку. Слово Евангелия и музыка — два главных дара Божьих. В согласии со старой лютеранской традицией в церкви св. Екатерины на Васильевском острове уже несколько лет совершаются Orgelvesper, или вечерние органные богослужения. На них звучат, вступают в диалог, перекликаются, иногда даже спорят друг с другом музыка и Слово. Так рожается чудо. Представленный на фестивале фильм — о нем, об этом чуде.
По завершении, кинопоказ логично перетек в экскурсию и органный концерт, который провел органист-импровизатор Дмиртий Карпов, чью виртуозную игру многие зрители фестиваля могли слышать на открытии в Смольном соборе. Так как теоретическую подготовку об органе зрители получили из фильма «Вечность по нотам», Дмитрий продемонстрировал мастерство импровизации и дал более углубленные знания об органе. Органные ноты имеют три, а не две строки. Третья – для ножной клавиатуры. А для того, чтобы органист успевал играть двумя руками, двумя ногами, переключать регистры и перелистывать ноты требуется ассистент. Самостоятельно он может справляться со всеми задачами только на электронном инструменте, именно такой установлен в Смольном соборе.
В целом, в дореволюционном Петербурге существовало примерно 80 больших органов концертного уровня. Очень многие из них канули в Лету, до конца Советского Союза дожило только пять органов и все в весьма переделанном виде, а часто они были еще и перемещены. Так, в Большой зал филармонии попал орган из клиники Отта.
Зачем же клинике нужен был орган? Врачи заметили, что органная музыка очень благотворно влияет на некоторых больных. Она помогает роженицам или тяжелораненым, психологически их успокаивает. В клинике был проведен целый ряд экспериментов и в результате создана система передачи звука по воздуховодам и электрическим проводам, что действовало на больных очень целительно.
В настоящее время в Петербурге существует около дюжины концертных органов.
Себя Дмитрий Карпов в шутку и всерьез называет «органист из трамвайного парка». Ему с детства очень нравились трамваи, и, получив транспортное образование, он прошел путь от кондуктора до ведущего инженера трамвайного парка. Также, с детства ему нравилась и музыка. «Когда-то, когда мне было лет восемь, матушка повела меня на органный концерт. Сначала я расхохотался от необычного звука, а потом мне понравилось». Музыкальное образование у Дмитрия – школа по классу ударных. «Уже став инженером, я построил себе дома электронный орган, и стал учиться на нем играть, а потом волею случая меня пригласили в церковь св. Екатерины починить учебный электронный орган, а потом Божьим провидением я стал работать в этой церкви комендантом и играть на органе», - вспоминает Дмитрий. «Каждый, кто хочет, может научиться играть на органе, особенно хорошо это получается у программистов».
Зрителям понравился вечер, после концерта многие не спешили расходиться, и Дмитрий еще долго отвечал на вопросы слушателей.
«Сегодня вечер изумительный, потому что после фильма о музыке вот эта экскурсия - это еще содержательней и гармоничней. Я вчера была, мне очень понравилось. Я сегодня решила еще раз прийти и послушать, и получила информации еще больше и интересней. Фильм о Трезини был очень познавательный, вообще, все, что касается истории города, очень хорошо представлено, вчерашний фильм об Исаакиевском соборе тоже, например. (Рыкова Раиса Васильевна)
«Фильмы все интересней и интересней становятся из года в год, они содержательны сами по себе. Фильм об органе был очень хороший, а сейчас, во время экскурсии мы еще и подошли близко, заглянули в него, послушали. Успехов только таким фестивалям» (Рыбакова Инна Павловна)
«В восторге! Все понравилось, и музыка и фильмы. Фильм «Вечность по нотам познавательный, любопытный. Органист – высокообразованный, заинтересованный человек, с душой обо всем рассказывает. Спасибо всем». (Галина Николаевна)
«Просто поразительно! Я такие вещи уникальные узнал, о которых даже не догадывался раньше. Это все и познавательно, и очень душевно организовано. Молодцы! О Трезини фильм понравился, глубоко копнули! Увлекательно создан фильм, нескучно. Намного больше я узнал из этого фильма, чем знал до этого. Вообще фестиваль – эта такая уникальная возможность, не знаю, предоставляется ли многим живущим в этом городе шанс узнать об органе изнутри. Мы знаем это все поверхностно, как слушатели. Спасибо вам за организацию. Все великолепно! (Пономарев Олег Николаевич).
Также в церкви св. Екатерины представлена историческая экспозиция о немцах в Петербурге. Из нее зрители тоже могут узнать много интересных и созвучных фестивальным фильмам сведений.
Например, совместно с Трезини, Летний дворец Петра создавал берлинский архитектор Андреас Шлютер, который был приглашен царем на должность главного архитектора города в 1712 году. Он выполнил наружные барельефы дворца.
Барельефы Петровских ворот Петропавловской крепости, которые спроектировал Трезини, создал Иоганн Конрад Оснер и это была одна из первых работ немецких скульпторов в Петербурге. Барельеф олицетворяет победы Петра I над шведским королем Карлом XII.