Новости фестиваля «Невский Благовест»

1050 лет со дня блаженной кончины святой равноапостольной княгини Российской Ольги

В 2018 году фестиваль «Невский Благовест» был посвящен 1030-летию Крещения Руси. В каталоге были опубликованы статьи, о св. кн. Ольге – первой христианской правительнице Руси, и ее внуке св. кн. Владимире – Крестителе Руси, раскрыты основные события их жизни, даны прекрасные репродукции икон зачинателей христианства в нашей стране. В нынешнем, юбилейном для памяти св. кн. Ольги году, мы более подробно расскажем о сложных вопросах ее жития и об историческом значении ее деятельности для Русской Православной Церкви, Российской государственности и культуры.




Что мы знаем о происхождении княгини Ольги?


Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой купели, и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть в Христа. Мы же взываем к ней: «Радуйся, русское познание Бога, начало нашего с ним примирения». Она первая из русских вошла в Царство Небесное, ее и восхваляют сыны русские – свою начинательницу, ибо и по смерти молится она Богу за Русь. Преп. Нестор-летописец «Повесть временных лет».

О раннем этапе истории Руси мы узнаем из летописей: Повести временных лет, составленной в начале XII в. преп. Нестором, монахом Киево-Печерской лавры, а также из более поздних летописных сводов древних русских городов Новгорода и Пскова. Самые ранние дошедшие до нас списки Повести датируются XIV-XV веками, содержащиеся в них сведения часто бывают противоречивыми, а даты спорными и мы не всегда можем указать точную хронологию событий. Преп. Нестор-летописец сообщает, что княгиня Ольга была «роду варяжска, незнатна», но существует также и славянская версия ее происхождения, согласно которой она была правнучкой новгородского правителя Гостомысла и до замужества носила имя Прекраса. Новгородское предание повествует, что после того, как «варягов изгнали за море», именно по совету Гостомысла на земли ильменских словен в 862 г. был приглашен Рюрик, от этой даты ведется история нашего государства. По этой версии Рюрик был славянином, женатым на скандинавке. Однако, большинство исследователей считает его викингом (скандинавом).

Рюрик был приглашен как «третейский судья», не связанный с интересами знатных семей. Он подчинялся совету старейшин, его действия в качестве князя были строго регламентированы, и эта традиция веками сохранялась в вольнолюбивом Новгороде. Дружина Рюрика, включавшая в себя и скандинавов, и славян, под предводительством воеводы Олега соединила водный путь «из варяг в греки», т.е. от Балтийского, до Черного и Средиземного морей. Центром правления варяжской дружины стал Киев, откуда по Днепру совершались походы на столицу Византии Константинополь, как с торговыми, так и с военными целями. У Рюрика был сын Игорь. Когда он вырос, то «сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова именем Ольгу». Города Пскова еще не существовало, здесь были незначительные поселения, территории занимало славянское племя кривичей, им также принадлежали стратегически важные города Смоленск и Полоцк. Более подробно Повесть временных лет о свадьбе Игоря и Ольги ничего не сообщает. Позже на родине Ольги в Выбутах сложилась красивая легенда о том, как юная Ольга перевозила князя Игоря в лодке через реку Великую, и князь влюбился в нее. В XVI веке составлялось житие св. равноап. кн. Ольги и это поэтическое предание было включено в письменные памятники.

Исторически брак псковитянки Ольги (в скандинавском произношении Хельги) соединил северные – Новгородско-Псковские владения, и южные – Киевские земли. Этот брак, безусловно, имел огромное значение для становления единого русского государства.

Какие государственные преобразования провела княгиня Ольга?


Самое главное, что было сделано княгиней Ольгой – это установление нового, четкого порядка взимания дани Киевом. На территориях различных восточно-славянских племен были обустроены становища и погосты – места постоянного пребывания «княжих мужей» (после принятия христианства в этих центрах стали возводить церкви, а позже вокруг них вырастали кладбища, отсюда второе, более известное нам значение слова погост). Представители власти Киева следили за сбором точно установленных размеров дани, соблюдением порядка, принимали жалобы, вершили суд, осуществляли связь с Киевом. Это был важнейший шаг в становлении государственного устройства. Княгиня Ольга лично объездила подвластные земли, на юге – по Днепру и Днестру, на севере – по рекам Мсте, Ловати, Луге, Нарове. Она ввела разумный экономический порядок и стала первой благоустроительницей русских земель. Путешествия совершались по рекам, летом – в ладьях, зимой – на санях. Ольгины сани долго хранились в Пскове как святыня. Ею были организованы «ловища» (заповедники) и «перевесища» (сети для ловли диких птиц; а некоторые ученые считают, что это были переправы через реки). Сохранившиеся на Псковской земле легенды свидетельствуют о том, что она занималась даже разведением яблоневых садов в нашем северном климате. Так, в Выбутах есть предание, что в ночь на Ольгины именины можно видеть ее сады, а в Великих Луках, городе на берегу реки Ловати, рассказывали, что когда княгиня туда прибыла, вмиг покраснели яблочки, и там райские яблоки называли Ольгиными.

После гибели мужа, княгиня стала править зарождавшимся русским государством. В год, когда погиб князь Игорь, их сыну Святославу было около трех лет. Сначала она правила как регентша при малолетнем сыне, а затем во время постоянных военных походов князя Святослава. В целом ее правление продолжалось около 20 лет, вплоть до ее блаженной кончины в 969 году. За этот период не отмечено ни одного социального недовольства, народ любил строгую, но справедливую правительницу. Важнейшие изменения были внесены княгиней Ольгой во внешне политические отношения Древней Руси.

Она стала первой правительницей Руси, о которой с уважением упоминают византийские, германские и франкские летописи. При ней прекратились военные набеги варяжской дружины на Константинополь, был определен порядок найма русских дружинников на службу в Визанитию. В мирных условиях развивалась торговля. Был воспринят византийский опыт государственного и культурного строительства. Эти стороны деятельности княгини были неразрывно связаны с принятием ею христианства.

Когда и где крестилась княгиня Ольга?


Внимательный читатель уже заметил, что с датировкой событий, удаленных от нас на тысячу лет дела обстоят очень и очень трудно. Повесть временных лет сообщает, что княгиня Ольга крестилась в Константинополе в 955 году (ученые относят эту поездку к 957 году), что ее восприемником был император Константин VII Багрянородный, и ей было дано имя Елена, в честь матери императора Константина Велкиого, прекратившего в IV веке гонения на христиан. В византийских хрониках подробно описан пышный прием русской княгини, ее принимали с большим почетом. Но вот незадача: ничего не говорится о ее крещении. К тому же русскую княгиню принимали уже как христианку, для приема язычников существовал другой порядок. И еще одна загадка: Повесть утверждает, что император Константин хотел взять в жены русскую княгиню, а ведь он был женат, имел двоих детей, был образцовым христианином, писал богословские и политические трактаты и высказывался против браков с «варварами». Преп. Нестор пишет, что кн. Ольга императора «переклюкала» (перехитрила), попросив стать крестным отцом (крестный по церковному уставу не может стать мужем).

Все эти несоответствия породили массу гипотез. Одна из них утверждает, что описанный в хрониках визит был вторым, что первая поездка была тайной, сразу после гибели князя Игоря, и что сватался к русской княгине император Роман I Лакапин, который действительно был вдовцом (об этом есть сведения в германской хронике). Так или иначе, в житии св. Ольги, составленном свт. Димитрием Ростовским, факт сватовства остается, но имя императора не называется. Главное для нас заключается в другом: княгиня сделала решающий выбор исторического пути своего народа и стала первой христианской правительницей Руси.

Историческая роль святой равноапостольной княгини Ольги


Страна вошла в христианскую цивилизацию, усвоила основы византийской культуры, на русских землях началось строительство храмов, а значит и написание икон. С именем св. равноап. кн. Ольги традиция связывает строительство первых церквей во имя Пресвятой Богородицы, основание Псковского Кремля (Крома) и Свято-Троицкого храма в нем, создание женского монастыря во имя Софии – Премудрости Божией в Киеве. Эти храмы были первоначально деревянными и не сохранились до наших дней, однако на их фундаментах позже возводились каменные храмы. Началась активная христианская проповедь, крестилось ближайшее к княгине окружение, процесс постепенного утверждения христианской веры шел мягко, осторожно, без принуждения. Княгиня даже пыталась установить на Руси епископию, но Византия, по политическим соображениям, не спешила с решением этого вопроса.

Мы знаем, что сын княгини Ольги Святослав остался язычником, он был храбрым военачальником, его называли «последним викингом на Руси», но он не был политически дальнозорким, как его мудрая мать. Христианское Просвещение Руси, начатое княгиней Ольгой, продолжил, как мы знаем, ее внук – равноапостольный князь Владимир, крестивший киевлян в 988 году, через неполных 20 лет после ее смерти, в 969 году. А через 30 лет он перенес мощи своей бабушки в каменную Богородичную церковь в Киеве (называвшуюся «десятинной», так как князь Владимир отдавал на ее содержание десятую часть своих доходов). Мощи св. Ольги оказались нетленными и у них стали совершаться чудеса. В период монголо-татарского нашествия мощи пропали, но святые частицы в некоторых храмах сохранились, в частности в Пскове в Свято-Троицком соборе, и в Москве в Вознесенском храме за Серпуховскими воротами, где есть храм-крестильня во имя св. кн. Ольги и где базируется Ольгинское общество.

Месть княгини Ольги. Миниатюры из Радзивилловской летописи.

Память святой равноапостольной княгини Ольги


Почитание княгини Ольги как святой началось сразу после ее смерти. В XIII-XIV веках день ее памяти уже отмечен в святцах. Историческое значение государственной, экономической, церковной, культурной деятельности княгини Ольги было высоко оценено Русской Православной Церковью, прославившей ее в чине равноапостольных, вместе с ее внуком князем Владимиром. Церковь назвала княгиню Ольгу богомудрой, зарей христианской веры на Руси, праматерью народа русского. В честь нее по все стране построено множество храмов, часовен, приделов и монастырей.

В списке, составленном Ольгинским Обществом числится 116 наименований.

В Санкт-Петербурге до 1917 года действовало 12 Ольгинских храмов. Два из них находились в Михайловке (Стрельна) и Дудергофе (Красное село). Оба принадлежали семье великого князя Михаила (сына имп. Николая I) и его супруги Ольги Федоровны (немецкой принцессе Цецилии-Августе, пожелавшей принять православие и принявшей имя Ольга). Оба супруга похоронены в Петропавловском соборе. Храм в Михайловке восстановлен, а в Дудергофе этого пока сделать не удалось; на его бывшей территории сейчас действует временный деревянный храм. Еще один дореволюционный храм вновь действует при железно-дорожной больнице на пр. Мечникова. В Детской больнице № 4 имени св. Ольги, на Земледельческой улице, создан домовый храм во имя св. Ольги, в нем есть уникальные настенные росписи на тему ее жития. В Новом Девяткине строится каменный Ольгинский храм, а пока действует временный, деревянный. В храме свт. Петра мирополита Московского, на Роменской улице, один из престолов освящен во имя св. равноап. кн. Ольги.

Шесть женщин династии Романовых носили имя Ольга: дочь императора Павла I Ольга Павловна (1792-1795) умерла во младенчестве. Дочь императора Николая I Ольга Николаевна (1822-1892), в замужестве она стала королевой Вюртембергской, там до сих пор чтут ее память. Великая княгиня Ольга Константина (1851-1926) стала королевой Греции. О супруге вел. кн. Михаила Ольге Федоровне (1839-1891) мы уже сказали. Дочь императора Александра III Ольга Александровна (1882-1960) сумела выехать из России после революции 1917 года, жила в Дании, затем в Канаде, и, в меру своих сил, помогала русским эмигрантам; в честь нее супруга ее сына Тихона Ольга Николаевна создала Фонд помощи России. Дочь последнего российского императора Николая II, великая княжна Ольга Николаевна (1895-1918) вместе со всей семьей прославлена в лике страстотерпцев. В начале ХХ века в честь ее рождения по всей стране строились благотворительные учреждения, освящавшиеся именем св. равноап. кн. Ольги. В 1916 г. был учрежден орден св. Ольги.

Он восстановлен в 1988 году, им награждаются женщины за заслуги перед Русской Православной Церковью и Отечеством.

В 2005 году группа женщин-кавалеров ордена создала Общество во имя св. кн. Ольги, и ежегодно проводит научно-церковные конференции Ольгинские чтения, издает сборники докладов.

Осенью 2018 года члены Общества прибыли в Санкт-Петербург на открытие выставки «Св. княгиня Ольга и династия Рюриковичей» в Государственном музее истории религии. Затем они совершили паломническую поездку на Псковские земли – родину св. Ольги, Свято-Ольгинский женский монастырь у истока Волги и посетили Нило-Столобенскую пустынь на Тверской земле.

В нынешнем юбилейном году праздничные мероприятия прошли в Москве в Храме Христа Спасителя: Союз православных женщин вместе с Ольгинским обществом организовали 23 июля торжественное заседание в Зале Церковных Соборов, а 24 июля, в день памяти св. равноап. кн. Ольги Божественную Литургию служил сам Святейший Патриарх Кирилл. Многочисленные события юбилейного года прошли также в других городах страны, в первую очередь на родине св. кн. Ольги в городе Пскове и в Санкт-Петербурге, а также в Кисловодске, Кашине, Луганске – городах, активно участвующих в деятельности Ольгинского общества. Вышли в свет специальные издания и многие публикации, посвященные памяти св. равноап. кн. Ольги.

Среди них надо выделить альбом, посвященный свв. равноапп. кнн. Ольге и Владимиру, выпущенный Фондом социальных инициатив, возглавляемым Светланой Владимировной Медведевой. В текущем году вышел очередной том Православной энциклопедии на букву «О», со статьей и иллюстрациями, посвященными св. равноап. кн. Ольге. «Вестник Александро-Невской Лавры» в течение всего юбилейного года публикует статьи, посвященные Ольгинской теме. Журнал «Вода живая» подробно отразил юбилей в своем июльском номере. Радио «Град Петров» посвятило юбилею св. Ольги цикл программ. Тему юбилея включил в свою деятельность Отдел образования Санкт-Петербургской епархии, она нашла свое отражение в ежегодной конференции Санкт-Петербургской Духовной академии «Просвещение, образование, книжность в Древней Руси». По городам страны путешествует цифровой вариант выставки «Св. кн. Ольга и династия Рюриковичей».

Всероссийский цикл памятных мероприятий завершается XIII фестивалем документального кино «Невский благовест», посвященным замечательной дате нашей истории – 1050-летию блаженной кончины св. равноапостольной княгини Российской Ольги, первой христианской правительницы Руси, «первой из русских вошедших в Царствие Небесное».

Ольга Хижняк,

кандидат философских наук,

ведущий научный сотрудник

Государственного музея истории религии