Новости фестиваля «Невский Благовест»

Дневник фестиваля: 23 ноября

Творческая встреча с режиссером Валентиной Гуркаленко


В субботу, 23 ноября, в духовно-просветительском центре «Святодуховский» состоялась встреча с режиссером Валентиной Гуркаленко. Зрителям была представлена премьера ее фильма «Хан Гусейн Нахичеванский. “Человек чести”», посвященного теме чести и верности русского офицера.



Хан — потому что происходил из семьи правителей города и области Нахичевань, которая в начале XIX века сделала исторический выбор, перейдя вместе со своим народом из персидского подданства в российское, и стала такой же русской титулованной знатью, как князья и графы. Командовавший элитными кавалерийскими частями, хан Гусейн был едва ли не единственным генерал-адъютантом - мусульманином в Русской императорской армии. Как говорится в фильме, «царя и хана объединяла глубина веры». Тридцать четыре года он служил России, отказался присягнуть Временному правительству и в числе полусотни других крупных военачальников был уволен из армии по подозрению в монархических настроениях. В мае 1918 года хан Гусейн был арестован, а потом пропал без вести. По некоторым предположениям, он мог быть расстрелян в январе 1919 года, однако документальных свидетельств этого факта, как и сведений о месте захоронения, до сих пор не найдено.



Автор картины попытался через фигуру главного героя не только отразить сложную историю Петербурга, пожравшего и сломавшего тысячи судеб, но еще и провести параллель между офицерами начала прошлого века и нынешними — времена изменились, но ценности и качества у этих людей должны оставаться непреходящими, уверен автор фильма: к сожалению, не всем дано пронести через всю жизнь понятие чести, а для офицера особенно важно «достойно жить, достойно служить, достойно умереть».



Также гости вечера увидели две работы петербургского режиссера-документалиста Александра Сидельникова — «Снился мне сад» и «Вологодский романс». За последний фильм режиссер получил премию «Ника» посмертно — он был убит пулей снайпера во время съемки расстрела Белого дома 4 октября 1993 года. Как рассказал на вечере его сын Иван, Александр Васильевич Сидельников родом из Тамбовской губернии, и крестьянские корни определили его творческую судьбу. «Его фильмы — исследования страны, народа своего, который он очень любил, будучи его представителем, за открытость, жизнелюбие. Отец сам был великий жизнелюб. Его фильмы посвящены различным проблемам — промышленным авариям, судьбе русского крестьянства, судьбе вымерших северных деревень и другим судьбоносным вопросам развития России, но при этом все его киноленты глубоко лиричны и полны добрых людей, лиц, поступков. И вершиной его творчества стали фильмы не проблемные, а те, которые выражают народную поэзию».



«Вологодский романс» повествует о талантливых людях, разбросанных войной по всему миру — от Вологодчины до Аргентины, — они не согнулись под ударами судьбы и сохранили в себе живую творческую душу и способность любить Россию и русскую песню. Друг кинорежиссера Борис Куркин писал: «...Который уже раз смотрю «Вологодский романс» и поражаюсь тому, как естественно и просто он рассказывает нам историю жизни русской души через песню, романс, через судьбы и творчество замечательного вологодского поэта Сопина, композиторов Линка и Громова, русского певца из Аргентины Севрюгина».



Сменяются герои и пейзажи — Вологодчина, обитаемые и покинутые деревни, кресты колоколен на фоне лесов и праздничные улицы Буэнос-Айреса, высокие дома, мерцающая реклама. А за всем этим — душевный и глубокий, до боли близкий и родной всем русским, где бы они ни были, вологодский романс.